Эта коллекция игр всецело посвящена жанру РПГ.
Главное связующее звено любой RPG – персонаж. Механика боев, система классов и прокачки – это лишь опора. Некоторые игры сильны в сюжетной части, а другие цепляют развитием героя. Это известно почти каждому игроку. Но далеко не все знают, как формировался облик современных РПГ.
Baldur’s Gate, Planescape: Torment, Fallout – игры, которые изменили представление о настоящих РПГ и о дизайне в целом. Пиксельные подземелья и пустоши конца 80-х обрели новую форму в изометрии. И в то же время они не потеряли своей сути – грандиозного приключения. Вопросы морали и нравственного выбора были очень четко вплетены в сюжетную канву. Ваш Альтер-эго – это не только набор навыков, но и вполне себе живой персонаж с переживаниями, эмоциями и амбициями. Особо выделялись на этом фоне японские JRPG (Final Fantasy, Ys, Fire Emblem), где просто нельзя было представить себе уход от сюжетной линии. Все действия строго прописывались сценаристом, а взамен игрок получал целый океан спецэффектов и буйство красок. Такими были RPG до наступления 2000-х.
РПГ игры смогли пережить кризис конца 90-х, когда банкротились именитые студии (Interplay), а разработчики уже смотрели в сторону мобильного рынка. Благо вовремя подоспели новые технологии по работе с 3D. Они вдохнули новую жизнь в этот жанр. Если сравнивать The Elder Scrolls 3: Morrowind с ее предшественником, The Elder Scrolls 2: Daggerfall, то можно только дивиться, насколько серьезны различия между РПГ 90-х и 2000-х. Геймдизайнеры все чаще начали отходить от концепции сюжетного повествования. Побочные задания, выбор сторон и погружение в детали вымышленного мира стали нормой для любой уважающей себя RPG середины нулевых.
Если замену 2D на 3D можно было считать эволюцией, то рождение MMORPG вызвало стагнацию жанра. Переход на рельсы мультиплеера был встречен с новой надеждой на золотую эру РПГ. Но вместо этого игроки получили тысячи клонов Diablo 2. Студия Blizzard North продемонстрировала простую и работающую модель, как увлечь игрока с первых же секунд. Позже эту идею развили старшие коллеги из основного подразделения Blizzard в World of Warcraft (WoW). Позиции сетевых титанов – серий Ultima и EverQuest, серьезно пошатнулись, когда рынок ММОРПГ стал наполняться бездушными «гриндилками». Причем WoW рос не по дням, а по часам, отбирая самые лакомые куски у бывших лидеров среди онлайн игр.
Эпоха онлайн РПГ не могла длиться вечно. Игроки с радостью отметили возвращение к канону, которое состоялось во второй половине 2000-х. «Ведьмак» (The Witcher), Mass Effect, Dragon Age. Они стали настоящим праздником для любителей сюжетных РПГ.
Игры нового поколения (Deus Ex 2: Human Revolution, Diablo 3, The Elder Srcolls V: Skyrim, Dark Souls) в большей степени ориентируются на массового покупателя. Их производство сравнимо с голливудскими блокбастерами. В будущем вполне возможно, что игры обойдут по популярности кино. И тогда мы увидим новое лицо жанра РПГ.